Глазуновский детский дом-интернат

Информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет

Детский дом-интернат рассчитан на 54 места в т.ч. на 18 лежачих, в настоящее время в интернате проживает 54 воспитанников, 2 инвалида 1 группы, дети-инвалиды – 52 человека. Из  них сирот – 8 человек, родительских – 4 детей, лишенные опеки и попечительства – 40 человек.
При поступлении в детский дом внимательно изучаются имеющиеся сведения о ребенке, проводится его социально-психологическое обследование, изучается прежнее социальное окружение ребенка, особенности семейных отношений, намечаются мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в поведении. Для того чтобы защитить права воспитанников, в детском доме осуществляется тесная связь с общественными организациями, Управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты и внутренних дел округа, а также с прокуратурой и судом.
На каждого воспитанника заведена сберегательная книжка, ведется ежемесячный учет-контроль поступления алиментов, пенсий и ЕДВ.
Администрацией дома-интерната решаются вопросы о закреплении жилой площади за воспитанниками по месту их первичного выявления или о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилой площади  по постоянному месту жительства. Реабилитационные мероприятия проводятся в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации инвалидов (индивидуальными программами обеспечены 100 % детей).
С воспитанниками проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия по индивидуальным программам развития.
Расписание занятий  для каждой группы составлено с учётом особенностей умственного, речевого и социально-личностного развития воспитанников.
В своей работе педагоги активно используют инновационные технологии.  Занятия  проводятся в интернет-классе. Дети слушают живую музыку.
Дети осваивают технику катания на велосипедах, лыжах, санках, роликовых коньках и так далее. Ведется работа по успешной социализации воспитанников в обществе. Направлены в училища Орловской области на учебу 7 детей.
Учитывая приоритет семейного воспитания, администрация детского дома  постоянно работает над проблемой сохранения детям их кровных семей или устройством их на воспитание в семьи граждан. В результате, за последние 5 лет 2 ребенка возвращены в семью, 1 воспитанник, достигший совершеннолетия, передан под опеку, к 6 воспитанникам приезжают родители, отказавшиеся от их воспитания при рождении.
С целью ознакомления с основами этикета,  правилами здорового образа жизни организован для детей клуб «Семицветик» совместно с молодежным центром «Юность», и поселковой библиотекой.
2. Организована работа по православному воспитанию детей в форме еженедельных  занятий  с привлечением  преподавателя воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы.
3. С целью закрепления знаний детей о съедобных растениях, навыков ухода за ними, на территории детского дома  разбит огород для  посадки овощей.
4. В игровых комнатах групп организована развивающая среда (зонирование:  уголок  двигательной активности,  игровая зона, (сюжетно-ролевые игры,  настольно-дидактические, народные) уголок развития речи и т.д.). Впервые  в 2013 году в практику работы с воспитателями были успешно  внедрены долгосрочные  педагогические проекты, по завершению которых каждый воспитатель рассказал  о задачах, которые он ставил, путях решения  и результатах работы. Написание проектов - новая ступень в планировании работы педагогов.
С 2013 года,  в день защиты детей, инспектором межрайонного отдела УФМС торжественно вручаются  паспорта воспитанникам, достигшим  14-летнего возраста.

Процесс самообразования педагогов находится в поле зрения администрации. Уже несколько лет педагоги ведут методические папки, в которых накапливают материалы по интересующим их вопросам специальной педагогики. Замечено в этом году и очень радует то, что многие педагоги ищут и изучают материалы по сохранению и укреплению эмоционального, психологического здоровья воспитанников, наблюдается повышенный интерес к теме социально-эмоционального развития воспитанников детского дома. В соответствии с «Планом ознакомления детей с учреждениями, промышленными и социально-бытовыми объектами п. Глазуновка», дети посещают множество экскурсий, выставок, участвуют в различных поездках. Посещают районную библиотеку, краеведческий музей, знакомятся с памятниками п. Глазуновка, посещают парк, храм Рождества Пресвятой Богородицы, монастырь, театр «Свободное пространство» г. Орла. Это представляется серьезным шагом в сторону расширения границ для наших детей. С 2013 года, в день защиты детей, инспектором межрайонного отдела УФМС Татьяной Грековой торжественно вручаются паспорта воспитанникам, достигшим 14- летнего возраста. Это событие сопровождается чаепитием, подарками и концертами. Хорошей традицией стали встречи воспитанников детского дома с учащимися Московских и Орловских школ, в ходе которых организовывают и проводят игры, показывают театрализованные представления, рассказываются историю тех или иных праздников. В 2014 году значительно улучшилась работа по физическому развитию детей: созданы условия для полноценных прогулок в летнее время, оборудована игровая площадка, пополнена база спортивно-игрового оборудования. Воспитанники группы «Ромашка» осваивают работу по изготовлению мыла. С целью развития адаптивных навыков выпускников дом-интернат осуществляет преемственность с Центрами социальной защиты населения и органами опеки и попечительства районов области. В 2014 г. создан Интернет-сайт ,в котором размещена основная информация об учреждении. На протяжении последних 3-х лет деятельность учреждения освещалась в средствах массовой информации и на сайте . На базе детского дома в 2013 г. был проведен семинар по обмену опытом с воспитателями домов-интернатов Орловской области с применением презентации. За последние 5 лет неоднократно менялись цели и задачи воспитательной работы в учреждении. На сегодняшний день цель педагогов – создание среды, адекватной потребностям детей. Если говорить проще, мы хотели попробовать сделать жизнь детей приближенной к жизни нормальных детей, пусть и с очень особыми потребностями. И тут нам приходит помощь волонтерского движения и благотворительных организаций. Постепенно реализуются наши планы, касающиеся методических разработок: нами создается некоторая методическая база, которая могла бы быть полезной добровольцам и специалистам, работающим в подобных домах-интернатах. Коллектив детского дома неоднократно заслуженно награждался. Среди наград есть грамота от настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы, грамоты за 2-е место по итогам смотра-конкурса «Лучшее областное государственное учреждение социального обслуживания», в 2013 году Глазуновский детский дом-интернат был признан лучшим стационарным учреждением Орловской области. Исходя из пятилетнего опыта работы, нам кажется важным следующее: присутствие представителей благотворительных организаций, волонтеров в учреждениях соцзащиты важно, нужно и, при правильной организации помощи, может (иногда существенно) улучшить качество жизни воспитанников интернатов. Но добровольцы должны проходить обучение, ведь невозможно работать с детьми, имеющими выраженные нарушения развития, не зная особенностей этих детей. Иначе такая работа, скорее всего, будет непродуктивна (а иногда просто опасна). Задачей 2015 г. года будет разработка воспитателями своих авторских и модернизированных программ. Жизнь коллектива невозможно измерить количеством прожитых лет. Дела и свершения – вот вехи, достойно измеряющие трудовой путь – путь творения добра и милосердия. Замечательная мысль из сборника психолога Елены Вяхякуопус «Искры, летящие вверх: размышления о людях с особыми умственными способностями и их родителях» проходит красной нитью через всю работу персонала дома-интерната: «Каждому дается только одна жизнь, длится она один день или сто лет. Когда инвалиду отказывают в праве на такую же жизнь, как у всех, считая его «неполноценным», ему как будто говорят: «Ты не получился в этот раз. Родись в следующий раз поумнее, поздоровее, и тогда ты получишь все, что положено». Но человек живет лишь раз, и каждый хочет жить не меньше всех остальных. И быть счастливым. И успеть узнать о мире все, что можно о нем узнать».